История производства красок. Современные экологичные краски
Первые краски начали использовать примерно 30 000 лет тому назад. Люди применяли смеси из окрашенной глины, сажи, жира и других природных веществ для украшения своих тел домов и культовых мест. С развитием цивилизации появляется необходимость защиты творений человека от порчи, необходимость сохранять во времени предметы обихода, храмы, дворцы, жилые здания, корабли и т.д.
Египтяне первыми стали применять смесь невысыхающих масел с древесными смолами или природным асфальтом с практической целью — защиты от влаги, увеличения срока использования предметов и сооружений. Во времена развитых цивилизаций Египта (с 4000 г. до н.э.), Греции и Рима использовались сложные способы окрашивания или опознавания сосудов, статуй, орудий труда и зданий. Сырьем служили растительные смолы, крахмал, мездровый клей, молоко (продукты), пчелиный воск, древесный уголь и различные минералы. Природные красители, такие как индиго, пурпурный и красильная марена, применяли для окрашивания текстиля, волокон, древесины, бумаги и кожи.
В отличие от декоративного использования красок, искусство лакирования для получения ровной блестящей поверхности было разработано в Китае, начиная примерно с 2000 г. до н.э. Лаки делали на основе сока китайского дерева, и они, помимо придания декоративного эффекта, выполняли так же защитные функции. Другое сырье – бальзамы и смолы, киноварь и ультрамарин поступали преимущественно из Индии.
В Средние века защитные свойства красок, стали использовать для предотвращения возникновения сырости, а так же для внешнего украшения дворцов, храмов, жилищ знатных людей. Стоимость таких покрытий была очень высока, что не позволяло использовать их в больших масштабах. Благодаря такой покраске даже до нашего времени дошло несколько неплохо сохраненных построек.
Приблизительно в 16 веке стали варить смолу с маслом, получая, таким образом, краски с высокой степенью смешивания. Добавляя в краску олифу, добились более быстрого высыхания. В это же время в качестве растворителя начали применять льняное масло, которое с успехом применяется до сих пор.
Слово «лак» произошло от «лакша» «laksha», которым в древнем священном индийском языке санскрит называли шеллак, представляющий собой смолу, вырабатываемую особыми насекомыми из сока индийского фигового дерева.
Развитие мореплавания обусловило появление новой важной области применения лакокрасочных материалов. В IV в. до н.э. происходила широкая миграция из Малой Азии вплоть до Англии и Скандинавии как по суше, так и по морю. Деревянные корабли, на которых перевозили мигрантов, делали водонепроницаемыми путем обработки смесями невысыхающих (неотверждаемых) масел с древесными смолами или природным асфальтом.
Примерно в 1100 году н.э. немецких золотых дел мастер Роген фон
Хельмарсхаузен, и монах Теофилус описали приготовление лака путем
нагревания льняного масла с расплавленным янтарем. Этот процесс,
известный как процесс варки, получил дальнейшее развитие, и к XVII уже
было разработано много составов для приготовления лакокрасочных
материалов и покрытий из различных природных смол, льняного масла и
спирта.
Промышленная революция XVIII в. вызвала резкое увеличение спроса на
лакокрасочные материалы. В частности, возрастающее количество товаров и
сооружений, производимых из склонного к ржавлению железа, требовало их
защиты от разрушения под воздействием атмосферных воздействий. Кроме
того, странам, экономика которых сильно зависела от мореплавания,
требовались большие количества судовых красок. Первые лакокрасочные
заводы, которые появились в Англии в 1790 г., выросли из средних по
размеру лакокрасочных мастерских, затем появились заводы в Голландии, а
позднее в Германии, России и других странах.
Даже в XIX в. все сырье для производства лакокрасочных материалов, за исключением нескольких синтетических пигментов, уже выпускаемых в промышленном масштабе, было природным. Тогда начали различать краски с большим содержанием летучих компонентов и лаки и краски с большим содержанием масла. Последние производили путем совместного нагревания смол с высыхающими маслами в «варочных котлах», добавляя при необходимости пигменты. Сильно возросла механизация процесс производства красок. Большим недостатком этих материалов было длительное время высыхания; требовалось несколько недель для того, чтобы окрасить вагон или машину.
Огромные изменения в технологии лакокрасочных материалов и покрытий произошли в XX веке. Толчком к этому послужило развитие полимерной химии и изобретение производственных линий для массового производства автомобилей.
Водно-дисперсионные материалы – изобретение достаточно известное. В 17 в в США был получен патент на эмульсию, состоящую из извести и воды. Эту эмульсию стали использовать для покраски стен и потолков. Такой эмульсией тогда обрабатывались практически все административные здания в США. Благодаря покраске многие исторические здания того времени до сих пор сохранили свою побелку.
В 1865 году Д.П. Флинн запатентовал новый продукт — краску на водной основе. Но настоящую революцию в лакокрасочном производстве, произвело создание в 1867 году краски, готовой к использованию. До этого все краски приходилось приготавливать самим и умение смешивать краски ценилось очень высоко.
В нашей стране первые разработки относятся к двадцатым и тридцатым годам, но в то время их развитию помешала Вторая мировая война. Триумфальное шествие водно-дисперсионных материалов началось сразу после войны.
Советская промышленность не пошла дальше клея ПВА, бустилата и примитивных водно-дисперсионных красок на основе ПВА, годных только для малоответственных работ. В итоге СССР отстал в этих вопросах, вынуждая своих граждан красить всё на свете банальной масляной краской, а шпатлевать масляно-клеевой шпатлевкой, хотя в Европе всё это давно уже стало объектом народных преданий.
Из-за отставания в производстве современных материалов, произошло серьёзное отставание и в строительных технологиях. Строители были вынуждены работать не с тем, что нужно, а с тем, что есть. Когда же в начале девяностых годов ситуация начала в корне меняться, строители были в значительной мере не готовы к освоению новых водно-дисперсионных материалов, так как очень сильны были стереотипы о низком уровне качества водно-дисперсионных материалов.
Однако западные страны довольно быстро осознали, что использование красок на органических растворителях в общедоступных местах отрицательно сказывается на здоровье людей. Пожарная и гигиеническая безопасность, экологичность водно-дисперсионных красок послужила причиной запрета в законодательном порядке в нескольких североамериканских штатах красок на растворителях во всех областях строительства. В Европе также издан ряд законодательных актов, ограничивающих применение материалов на основе растворителей. Россия, хоть и с отставанием, но тоже движется в правильном направлении. Например, существуют ограничения на применение материалов на растворителях в детских и медицинских учреждениях.
Популярность водно-дисперсионных ЛКМ за последние несколько лет значительно возросла. Сегодня доля их на мировом рынке по разным источникам составляет 60-80 % и среди них можно найти составы практически любого назначения. Водно-дисперсионные материалы выпускаются в основном на базе трёх типов дисперсий: поливинилацетатные (ПВА), бутадиенстирольные (БС), акриловые (АК).
Поливинилацетатные дисперсии незаменимы в клеях по дереву, но краски на их основе неводостойкие и поэтому имеют очень узкую область применения, несмотря на низкую цену. Правда, существуют различные водостойкие сополимеры ПВА, но всё же в красках они уступают акриловым дисперсиям, а себестоимость их достаточно высока.
Бутадиенстирольные дисперсии хороши в клеях, требующих водостойкость, но имеют ограниченную светостойкость, что делает их применение нежелательным для внешних работ. Краски на этом типе дисперсий недорогие, но могут применяться только во внутренних помещениях.
Акриловые дисперсии дороже, чем выше перечисленные, но именно они наиболее универсальны. Не случайно, что в Европе именно на основе акриловых дисперсий делается более 70 % всех производимых красок. Следует отметить, что акриловые водно-дисперсионные краски не только плотно завладели строительным рынком Европы, но и вторгаются в более сложные отрасли, например автомобилестроение и судостроение.
Большой ассортимент производимых лакокрасочных материалов позволяют потребителю выбрать необходимый продукт или несколько продуктов для решения конкретных задач. Специалисты предприятия ПОЛИФАН разработают и произведут для Вас конкретный лакокрасочный материал с заданными техническими и потребительскими характеристиками. Наше предприятие работает только с надежными поставщиками, что гарантирует стабильное качество сырья и как следствие стабильное качество нашей продукции.
1 комментарий
ПОЗОР!
p.s.: Эх, дать бы в морду автору.